как составляющая часть плана государственного строительства (1912–1920 гг.). Социально-экономические взгляды
Сунь Ятсена формировались и эволюционировали под влиянием противоречивых условий исторического развития Китая с конца ХІХ в. до 20-х гг. ХХ в.
В начале XX в. Сунь Ятсен разработал развёрнутую программу построения современного высокоразвитого государства на основе достижения национальной независимости и осуществления радикальных политических и экономических преобразований. Эта программа не представляла собой законченной и стройной теории, дополнялась и уточнялась её творцом по мере углубления социальных разногласий в стране и накопления политического опыта. Однако, как показал дальнейший опыт развития китайской государственности и модернизации в социально-экономической сфере, некоторые заветы и идеи Сунь Ятсена доказывают свою жизненность и в современных условиях.
Китайские исследователи отмечают, что программа Сунь Ятсена была в то время самой глубокой по пониманию сути модернизации, поскольку её осуществление впервые ставилось в зависимость от свержения феодального политического режима и увязывалось с созданием демократической республики как гарантии проведения политики преобразований, формированием демократической политической системы и решением аграрного вопроса – ключевого этапа модернизации Китая. Интерес к многогранному социально-политическому наследию «отца китайской нации» обусловлен, прежде всего, успешной реализацией его плана государственного строительства в КНР и на Тайване.
В 1912 г. была свержена Цинская монархия в Китае и установлен республиканский строй, ознаменовавший собой исходный этап модернизации традиционного китайского государства и общества. Первым временным президентом новорождённой республики был избран Сунь Ятсен. В этот период он неоднократно выступал с разъяснениями своей программы социальных и экономических преобразований, направленных на преодоление инерции и приведение в движение не поддававшейся реформаторским импульсам традиционной культуры. Значительное внимание в программе Сунь Ятсена уделялось аграрной проблеме, остро стоявшей на то время в Китае. Требование уравнения прав на землю, по мнению Сунь Ятсена, идентично понятию национализации земли. Он развивал идею о том, что в Китае цена на землю ещё очень низка, за исключением Гонконга и Шанхая, где цены на землю в сотни раз выше. В будущем, после революции, с развитием страны будут быстро расти цены на землю. Эту возросшую земельную ренту в будущих городах и промышленных районах предлагалось передать государству в виде единой ренты-налога. Сунь Ятсен считал реализацию идеи уравнения прав на землю делом, рассчитанным на более или менее длительный период, важным компонентом деятельности новой республиканской администрации.
Основополагающая экономическая слабость проектов Сунь Ятсена состояла в том, что он имел в виду присвоение государством земельной ренты только в районах развивающейся капиталистической экономики. Каким образом первоначально добиться успешного капиталистического развития этих районов, где найти источники накопления до того, как земельная рента станет расти, – на эти вопросы теория не отвечала. Сунь Ятсен не призывал крестьянство к прямой борьбе за землю. Было неизвестно, каким образом предстоящая фактическая национализация земли связывается им с лозунгом земельного уравнения, т.е. как именно демократическое государство могло бы распределить земли крупных землевладельцев между крестьянами. Неясность этих основных моментов придавала принципу народного благоденствия утопические черты.
Исторические условия Китая того времени – раздробленность страны, полунезависимая деятельность милитаристских группировок, неспособность центрального правительства осуществить какие-либо общенациональные проекты – выдвигали на передний план задачу создания системы связей, которая обеспечила бы рациональное развитие прибрежных центров сравнительно современного производства и продовольственно-сырьевой базы огромной периферии внутренних районов. Разумеется, в этих условиях наиболее важным представлялось создание общенациональной сети железных дорог. Один из ранних проектов железнодорожного строительства, с которым выступил Сунь Ятсен, был опубликован в приуроченной к годовщине республики статье «Планирование железных дорог» в английской газете «Континентал». Автор предлагал начать внутреннее переустройство Китая и соответственно реализацию принципа народного благосостояния именно с железнодорожного строительства, что должно было привести к государственной интеграции и повышению уровня производства. Достичь этого, по мнению Сунь Ятсена, было возможно на тот момент лишь путём привлечения иностранного капитала, т.е. получения крупных займов, организации международного концерна и т.д.
Так, Сунь Ятсен разработал десятилетний проект грандиозного строительства сети железных дорог в стране протяженностью около 160 тыс. км. В данном плане предусматривалось создание пяти железнодорожных систем: Центральной, Юго-Восточной, Северо-Восточной, Северо-Западной и Высокогорной (запад и юго-запад страны), а также строительство паровозостроительных и вагоностроительных заводов в масштабах, достаточных для обеспечения эксплуатации сооружаемых железных дорог.
В 1918 г. в своем фундаментальном труде «Программа строительства страны» тезис о том, что отрасли, имеющие общегосударственное значение, – железные дороги, горнодобывающая промышленность, сооружение трёх грандиозных портов (Северного, Восточного и Южного), вся энергетика и инфраструктура должны быть под контролем и руководством государства, автор дополняет предложениями о создании, единого экспортного управления для торговли зерном, единого управления для руководства шелководством и разведением чая. Эти органы мыслились им, с одной стороны, как общегосударственные организаторы производства, с другой – как аппарат, частично реализующий государственную монополию внешней торговли. Планы развития текстильной и пищевой промышленности, особенно таких малоразвитых, но важных отраслей, как кожевенное и шерстяное производство, создания единой системы складского и элеваторного хозяйства в стране с регламентированными запасами зерна на местах, явно предполагают установление государственного контроля и над пищевой и лёгкой промышленностью, а также над единообразно организуемой сетью распределения этих товаров.
Особое внимание Сунь уделял также пищевой промышленности (включая производство сельскохозяйственных продуктов), призванной решить проблему питания китайцев. Её решение связывалось с использованием заброшенных земель, освоением новых земельных ресурсов в окраинных провинциях и поднятием урожайности на обрабатываемых площадях. Все сельскохозяйственные работы Сунь Ятсен предлагал осуществлять на научной основе с использованием современной сельскохозяйственной техники.
Перспективы развития автомобильного транспорта автор программы связывал с необходимостью сооружения в Китае 1 млн. миль шоссейных дорог, с последующим строительством автомобильных заводов.
Сунь Ятсен рассматривал также пути развития горнодобывающей промышленности, которой было отведено важное место в достижении материального благосостояния и экономического прогресса. Так, он упоминал о богатых залежах железной руды в юго-западных провинциях, в долине Янцзы, в Синьцзяне, на Северо-востоке, в Цинхае и Тибете и рекомендовал строить там металлургические заводы.
В плане были высказаны соображения о богатых, но ещё не открытых запасах нефти в Сычуани, Синьцзяне и Шэньси. Для разработки запасов меди в провинциях Сычуань и Юньнань автор рекомендовал привлечь крупные инвестиции, установив на медных рудниках современные машины.
Именно в «Промышленном плане» наиболее полно развиты суньятсеновские идеи о развитии производительных сил. Этот детальный план можно свести, таким образом, к трём основным направлениям: во-первых, быстрое развитие инфраструктуры и особенно железных дорог и морских портов; во-вторых, быстрое развитие промышленности, прежде всего тяжёлой и горнорудной, а также пищевой, лёгкой, автомобильной, полиграфической и жилищного строительства; в-третьих, развитие сельского хозяйства путём его механизации, улучшения агротехники, развития ирригации на основе постепенного преобразования социальной структуры деревни. Причём план не только ставил общие технико-экономические задачи, но и давал детальную разработку строительства современного производственного аппарата. В этих планах Сунь Ятсена полностью выявилось его стремление к модернизации страны путём использования всех достижений мировой науки и техники, стремление изжить традиционный китайский изоляционизм и включить Китай в общечеловеческий поток прогрессивного развития.
Исходный пункт программы этих преобразований – представление о решающей роли государства во всей жизни общества. Прогрессивные социально-экономические преобразования мыслились Сунь Ятсеном как непрерывное возрастание социально-экономической роли китайского национального государства: от отсталой полуколониальной структуры к «смешанной» с взаимовыгодным партнёрством государственного и частного предпринимательства, а затем переход к государственно-капиталистической системе без частного предпринимательства, к полной государственной централизации капиталов. Решить аграрную проблему он мыслил также через государственное регулирование. Введение государством единого налога, изымавшего дифференциальную ренту, и отмена всех остальных поборов должны были, по мысли Сунь Ятсена, подорвать традиционную систему эксплуатации крестьянства (казённо-чиновничью, ростовщическую, арендную), способствовать реализации лозунга «Каждому пахарю свое поле». Вместе с тем Сунь Ятсен понимал, что уничтожение традиционной системы эксплуатации и изменение поземельных отношений сами по себе не решают проблемы отсталости и нищеты деревни и всей страны. Решение этих проблем он видел в развитии производительных сил деревни (механизация, электрификация, ирригация и т.п.) при поддержке национального государства, быстро реализующего программу индустриализации страны. Решение аграрного вопроса, таким образом, трактовалось как интегральная часть общей программы социально-экономической и технико-экономической перестройки Китая.
В целом, в экономических взглядах Сунь Ятсена, изложенных им в своих выступлениях и трудах в 1912–1920 гг., заложена идея государственного руководства экономикой и безусловного централизованного контроля над основными её отраслями.
Сильные стороны программы промышленного развития во многом сводились на нет отсутствием конкретной программы решения аграрного вопроса и подъёма сельского хозяйства, а без этого было невозможно решить проблему индустриализации, подъёма всей экономики страны. Сунь Ятсен писал в своей работе о возможности развития в Китае улучшенного капитализма, носящего государственно-монополистический характер. Находясь под впечатлением доктрины Вильсона, автор надеялся на широкий приток иностранных капиталов, высвободившихся в результате окончания первой мировой войны. В экономической программе Сунь Ятсена отсутствовали требования, направленные на непосредственное улучшение благосостояния широких масс народа, повышение покупательной способности населения. Изучение китайского опыта становления республиканского строя после победы Синьхайской революции 1911–1913 гг. невозможно без обращения к теоретическому наследию Сунь Ятсена. Изучение этого наследия очень важно для понимания раннего этапа процесса модернизации политической системы Китая, ориентированного на обеспечение экономического прогресса политическими методами. На этом пути Китай в короткие исторические сроки достиг значительных успехов в сфере экономики, не затрагивая пока фундаментальных основ своего политического строя.
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLII научная конференция: Часть. 1 / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2012. - 395 стр. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 6. С. 200-204.